«Енот» решил узнать, кто подбирает для сериалов песни так, чтобы они цепляли мгновенно и навсегда: о том, как складывается музыкальный характер сериалов и в чём заключается повседневная работа музыкальных супервайзеров, рассказывают люди, ответственные за музыку в сериалах «Настоящая кровь», «Как преуспеть в Америке», «Во все тяжкие» и «Девчонки».

Музыкальный супервайзер — это человек, сочетающий музыку и визуальные медиа.
Best

Как работают с создателями сериала

Гэри Каламар, «Настоящая кровь»: «Сценарий серии мы получаем как можно раньше. Читаем его, делаем заметки, ждём черновой монтаж, а потом вместе с продюсером и режиссёром проходимся по всей серии от сцены к сцене и решаем, какую подбирать музыку: будет это оригинальная композиция или песня. Каждый вносит свои две копейки, затем я возвращаюсь к себе, накидываю идеи, пробую разные песни. Стараюсь каждую сцену свести к трём-пяти песням, работаю с музыкальным редактором, чтобы вмонтировать их в сцены. Где-то через неделю мы показываем их продюсеру и режиссёру, и они принимают конечное решение. «Настоящая кровь» по-своему уникальна тем, что каждая серия названа по одной из песен, которые в ней звучат. Обычно, когда мы получаем сценарий, название уже придумали по песне, которую сценарист хочет включить в серию и которая подходит по теме. Песню могут включить, а могут и не включить в финальную версию, и иногда приходится менять название». 


Гэри Каламар, музыкальный супервайзер сериалов «Настоящая кровь», «Хаус» и «Декстер».
Best

Как работают с музыкой

Скотт Венер, «Как преуспеть в Америке»: «В моём iTunes есть много разных папок, куда я скидываю песни: «Так, это потенциальная песня для финала, потому что она мне кажется значительной, или очень эмоциональной, или эффектной. Когда придёт время работать с конкретной сценой, я подберу, что нужно. Получив первый вариант серии от продюсера, я попробую разные варианты, в трёх разных темпах: когда читаешь сценарий, сложно представить, как её снимут. Это может быть сцена с долгой прогулкой, но её смонтируют так, что нужна будет динамичная музыка. По этой причине мы стараемся давать по три-четыре варианта для каждого места, но почти никогда песни, которые я подбирал по сценарию, не используются в песне. Музыку я слушаю беспрерывно, так что сам ею больше даже не наслаждаюсь».


Скотт Венер, музыкальный супервайзер сериалов «Красавцы», «Как преуспеть в Америке» и «90210».
Best

Почему саундтрек так важен

Маниш Равал, «Девчонки»: «Не думаю, что HBO (американский кабельный канал) ожидали, что реакция на музыку будет такой сильной. Если ввести ссылку на YouTube, то я увижу 15 страниц комментариев об использовании песни в «Девчонках». Наш саундтрек захватили аудиторию совсем иначе, чем на других шоу».

Иногда Маниш Равал лицензирует по дюжине песен на серию. Сериал «Девчонки» никогда не использовал треки из продакшн-библиотек, что стало возможным благодаря бюджету, которые втрое превышает бюджеты обычных сериалов.

Включение песни в саундтрек к сериалу может открыть исполнителям дорогу к успеху. Так случилось с шведским дуэтом Icona Pop: после появления во втором сезоне «Девчонок» их песня сразу вошла в Billboard Hot 100. 


Маниш Равал, музыкальный супервайзер сериала «Девчонки», «Новенькая» и «Сообщество».
Best

Как выбирали песню для вступительной заставки

Гэри Каламар, «Настоящая кровь»: «Знаете, у Алана Болла такой метод написания сценариев, что он некоторое время пишет за компьютером, потом делает перерыв на iTunes, а сто долларов спустя возвращается к сценарию и дописывает его. По всей вероятности, та песня, “Bad Things” Джейса Эверетта, как раз была хитом недели на iTunes. Нам она понравилась, но мы подумали, что в конечном итоге найдём «ту самую». Однако чем больше песен перебирали, тем лучше понимали, что она и была той самой. Она была идеальна и обладала нужным сочетанием тревожности, романтики, сексуальности и юмора».

Best

В чём значение песни перед заключительными титрами

Маниш Равал, «Девчонки»: «Во многом это то, с каким чувством мы хотим оставить зрителя. Иногда мы подчёркиваем конкретную эмоцию, проявляющуюся на экране, а иногда играем наоборот и вполне сознательно говорим вам: «Эй, эта музыка расскажет вам иную историю, чем та, что на экране прямо сейчас».  

Best

Сколько стоит саундтрек к сериалу

Скотт Венер, «Как преуспеть в Америке»: «Помню, когда мы взяли песню Тупака “All Eyez On Me”, был кто-то, кому Тупак отдал 2% издательских прав за то, что тот был его друганом. Мы договорились обо всей песне, кроме этих 2%. Сначала мы не могли его найти, пришлось выслеживать. Когда мы наконец созвонились, он говорит: «Я хочу 15 тысяч долларов». — «В смысле?! Если ты получишь 15 тысяч, то из-за твоих 2% общая стоимость песни будет около 500 тысяч долларов». Пришлось объяснять ему, как всё работает и что он не просто выиграл в лотерее».

Иногда супервайзерам не удаётся достать «идеальную» песню, особенно если её пели The Rolling Stones или The Beatles, которые просят за права на использование 250 тысяч долларов — столько заплатили за использование песни “Tomorrow Never Knows” в сериале «Безумцы». 

Best

Как бюджет влияет на саундтрек

Томас Голубич, «Во все тяжкие»: «Во все тяжкие» был плохо финансируемым сериалов. Все постоянно напрягались, чтобы уложиться в бюджет, который мы могли себе позволить. Только руководство Винса (Гиллигана, создателя сериала) и качество сценариев позволило создать первоклассный сериал. Было бы намного легче, если у нас был бы более адекватный бюджет. Мы старались предварительно договориться о стоимости каждого варианта, который показываем Винсу. Несколько раз он выбирал то, что мы в конечном итоге не могли себе позволить, и это было таким разочарованием, что этот опыт мы не хотели повторить никогда». 

Как правило, бюджет на музыку составляет около 10% от общей суммы, выделенной на производство. К примеру, бюджет сериалов, над которыми работает Гэри Каламар, — от 8 до 130 тысяч долларов. 


Томас Голубич, музыкальный супервайзер сериалов «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы» и «Убийство».
Best

Где музыкальные супервайзеры ищут музыку

Скотт Венер, «Как преуспеть в Америке»: «Сейчас самый большой вклад в мой плейлист делает интернет. Музыкальные блоги, рекомендации, обсуждения в «Твиттере». Из блогов я пользуюсь Et Musique Pour TousRollo & GradyStereogum».

По словам Александры Патсавас, музыкального супервайзера почти 30 сериалов, включая «Анатомию Грея», «Безумцев» и «Сплетницы», каждую неделю музыканты присылают ей от 400 до 500 дисков со своими записями для ознакомления. 

TuneFind — крупнейший онлайн-справочник музыки и песен, звучавших в телесериалах и фильмах. Проект работает на основе краудсорсинга.

Best

Любимые музыкальные моменты создателей саундтрека

Томас Голубич, «Во все тяжкие»: «Создание накробаллады “Negro y Azyl” было одним из самых захватывающих достижений для сериала «Во все тяжкие», и я им горжусь. Винс и сценаристы нашли в сети потрясающее видео наркобаллады и переслали мне его с указанием: «Мы хотим сделать одну из таких для Хайзенберга (главного героя сериала)». Я поискал современных исполнителей наркобаллад, но обнаружил, что все, с кем я разговаривал, либо были в розыске, либо имели проблемы с иммиграционными властями, либо просили оплаты наличными, что нам не подходило. Sony Pictures Television не позволяла нам нелегальные сделки, поэтому я обратился к крёстному отцу жанра Пепе Гарза, который управляет радиостанцией, играющей наркобаллады, и сам пишет песни. Его наняли, чтобы он адаптировал на испанский песню, написанную Винсом на английском, а Sony Music Latin по нашей просьбе нашла Los Cuates De Sinaloa. Мы записали песню, а потом поехали в пустыню снимать видео к музыке. Всё получилось замечательно. 

Скотт Венер, «Как преуспеть в Америке»: «Песня Бобби Вомэка “Across 110th Street”, ясное дело, о наркотиках и проститутках, а не о том, что происходит в сериале. Но в то же время я чувствую, что это песня о борьбе и попытках преуспеть. А Кэм (герой сериала) наконец-то получает собственную квартиру и радостно толкает по улице кухонную плиту, словно это ещё один шаг вперёд к тому, чтобы стать мужчиной. Я подумал, что по настроению это отлично подойдёт, и потом вы видите на заднем фоне Нью-Йорк, о котором и поётся. Мне это показалось идеальным».