С 8 по 16 декабря в Москве и Санкт-Петербурге пройдет международный фестиваль документального кино «Артдокфест», где будет показан фильм из Кыргызстана «Металлический хлеб». До этого медитативное кино с пейзажем стекольной свалки в Майлуу-Суу уже успело отметиться на престижном показе в Амстердаме, недавно получило приз в Германии и отдельный материал от проекта Meduza. В интервью «Еноту» режиссер фильма Чингиз Нарынов рассказал, о чем и о ком была снята экспериментальная лента, и как складывалась ее судьба. 

В качестве иллюстраций к материалу использованы кадры из документального фильма «Металлический хлеб» и фотографии с места съемок.
Best
Best
Идея этого фильма, если мне не изменяет память, родилась давно, еще в 2011 году. Я тогда задумался о том, чтобы снять документальный фильм в городе Майлуу-Суу. Но в тот момент все было гораздо круче: на свалке отходов лампового завода, судя по новостным сюжетам и репортажам, ежедневно работали от 2 до 5 тысяч человек. В моем представлении это было настолько мощное зрелище, что я понял, что точно хочу снять фильм. Мне запомнился еще один момент — на стекольной свалке были специальные люди, оказывавшие услуги местным добытчикам, «копателям». Они пропускали битые лампочки через так называемую мельницу, отделявшую стекло от металла. Работа была невероятно вредной. Центрифуга крошила стекло в мельчайшую пыль, которая забивалась рабочим в легкие. Словом, картина была такая, что нужно было непременно снимать кино.


Чингиз Нарынов,директор студии CityLab, режиссер фильма «Металлический хлеб»

Best
По счастливой случайности в то время в Бишкеке проходило мероприятие «Сценарная мастерская». Я подал свою идею, и она понравилась французским тренерам этого мастер-класса, они предложили продюсировать мой фильм. Плюс, помочь с финансированием в Европе. Дальнейший кинопроцесс оказался очень бюрократичным и сложным, прошло много времени до того, как мы получили какое-то финансирование. Я писал кучу всяких синопсисов, досье, режиссерских заметок и прочего. И пока мы это утрясли, вся движуха на свалке закончилась. Люди ушли, потому что там закончился никель. Меня это очень расстроило, но я поехал в Майлуу-Суу, настроенный все-таки снимать кино, и узнал, что около десятка человек там остались. Периодически работали, но добывали уже алюминий. Если никель стоил порядка 500 сомов за килограмм, то килограмм алюминиевых цоколей стоил около 20-25 сомов.

На согласование всех нюансов, предшествовавших финансированию фильма, у съемочной команды ушло 2 года. Итоговый документ, представленный продюсерам и спонсорам, включил в себя 70 страниц.
Best
В один из дней, когда я исследовал стекольную свалку, нашел будущую героиню, ее зовут Татьяна. Договорились и практически сразу начали снимать. То, как складываются отношения между героем и режиссером, тоже отображено в фильме. Хронологически это была осень 2013 года, ноябрь. Туман, опустившийся тогда на город, идеально подходил по фактуре для настроения, которое я хотел передать. В фильм, по сути, вошли события буквально одного дня. Все кадры идут последовательно, монтаж был достаточно простой. Я был увлечен таким течением как «cinema direct», выступавшим за естественную суть кинематографа, без примесей извне, будь то театр, музыка или что-то еще. Картина достаточно медитативная, фильм-наблюдение. Хотелось максимально абстрагироваться от «авторского», режиссерского влияния на объект. И это заложено в выбранном стиле — никаких диалогов, закадрового текста и музыки, кроме музыки в финальных титрах. Фильм задумывался как идеально простой, лишенный искусности. Или искусственности. Как «Черный квадрат» Малевича.

Фильм, показывающий события одного дня, был снят за 7 часов: съемки начались в 9:00 и закончились в 16:00. Длительность фильма составляет 45 минут.
Рассылкой картины в дальнейшем занималась и занимается французская компания Rhizome, и при обсуждении планов мы сошлись на желании попробовать что-то большое. Пришли к обоюдному желанию сделать мировую премьеру на IDFA — Международном Амстердамском Фестивале Документального Кино. Это, по-моему, самый большой фестиваль документальных фильмов, и попасть туда — это как попасть в номинанты «Оскара» или Венецианского фестиваля. Мы тогда не взяли никаких призов, но и сильно не расстроились. Потом я вернулся в Бишкек, долгое время не занимался фильмом, и он, лежа на полке, между тем успел побывать в Сеуле, в ряде европейских стран и потом удачно попал в Германию на кинофестиваль dokumentART. Он проходил в городке Нойбранденбург, и это престижное мероприятие, в Германии оно проводится уже 24-й раз. Наш «Металлический хлеб» получил один из главных призов и попал в региональный кинопрокат на будущее лето. В декабре нынешнего года «Металлический хлеб» будет показан на фестивале «Артдокфест» в России. Так вышло, что это было решено еще на IDFA в Амстердаме, в прошлом году. Тогда ко мне после показа подошел Виталий Манский, президент фестиваля «Артдокфест», и просто пожал мне руку, поблагодарив. А после — организаторы предложили включить наше кино в свою программу.
На фестивале dokumentART в Германии, прошедшем с 8 по 12 октября этого года, фильм «Металлический хлеб» получил приз, именуемый как «Findling» — организаторы переводят это как английское «rolling stone». В программе мероприятия показали 37 картин.