В мае на аллее молодёжи открылось представительство бренда SOUL by Dennik Li. Основателем оказался европейский дизайнер и уроженец Кыргызстана Денис Ли. Денис рассказал «Еноту» о становлении бренда в Великобритании, учёбе в «Сент-Мартинсе», работе в Burberry и о том, почему снова оказался в Бишкеке.

Best

О названии бренда и своём имени

На самом деле бренда Dennik Li не существует, существует бренд SOUL by Dennik Li. Это абсолютно новый бренд, и общего с компанией Dennik Li у него — только упоминание в названии. И Dennik Li это вовсе не мой псевдоним, а название компании, с которой мы начинали. Почему «Дэнник»? Это первая часть моего реального имени и первая часть моего отчества, при их сложении, собственно, и получилось это слово — Dennik. Многие считают, что именно так меня и зовут, что жутко раздражает. Если честно, режет слух, когда меня называют не Денисом, а Денником. Это, как если бы владельца компании «Матрешкины варежки», звали Матрешкины-Варежки.

О родном городе

Я родился в Бишкеке, какое-то время жил здесь — до подросткового возраста с перерывами и отъездами. У меня до сих пор здесь живут близкие родственники. Я вырос между двумя городами. Однозначно, второй родиной для меня остаётся Лондон, потому что большая часть моего взросления, как школьного и университетского, так и творческого произошли именно там.

О том, как стал заниматься дизайном

Дизайном я занимаюсь давно, лет с 17-18. Всё началось с того, что я вырос в творческой семье: у меня отец окончил художественную академию, а мама дизайнер одежды, то есть в то время это называлось модельер-конструктор. Другое дело, что мама по специальности особо не работала, а отец какое-то время работал, как художник, но сейчас его бизнес построен в абсолютно другой сфере. В итоге, первым толчком в интересе к искусству, и к дизайну в частности, послужил именно пример моих родителей. Будучи ребёнком, я постоянно наблюдал за родителями. Воспитывали меня так, что это не было похоже на навязывание, а прививалось, как увлекательная игра. Что касается непосредственно дизайна одежды, ко мне это пришло намного позже. Изначально я занимался станковой живописью, и меня это радовало, мне всегда нравилось рисовать маслом, строить композиции. Когда пришло время выбора профессии, во мне заговорила предпринимательская жилка, и я решил смешать креативную составляющую с бизнесом. И выбрал индустрию моды.

Бренд SOUL by Dennik Li был основан осенью 2012 года. Аббревиатура SOUL расшифровывается, как Simple Objects For a Unique Life.

Об учёбе в Лондонской школе искусств и «Сент-Мартинсе»

Прежде чем отучиться на факультете дизайна одежды, я прошёл так называемый «базовый» курс, включающий всего понемногу. Это такая сборная солянка, когда в одном семестре ты изучаешь несколько направлений — фотографию, арт-фотографию, фэшн-фотографию, и в этом же семестре у тебя, например, графический дизайн. Курс длится один академический год, и по его итогам ты для себя решаешь, где тебе интересней и комфортней. Разумеется, окончательно определиться помогают преподаватели, которые учитывают сильные и слабые стороны студента. Окончив бакалавриат в Лондонской школе искусств, я продолжил обучение в «Сент-Мартинсе» по направлению дизайн мужской одежды, откуда выпустился в 2006 году.

Учиться в «Сент-Мартинсе» было не особо сложно, разве что перед экзаменами. Как и любой другой студент, всё откладываешь на последний день, веришь, что за последнюю ночь совершишь такой прорыв, что весь преподавательский состав ахнет, а потом сидишь в последнюю ночь с друзьями-одногруппниками, полвечера пьешь пиво, ешь пиццу, после чего пытаешься делать эти проекты, а утром без сна бежишь их сдавать. 

Среди одногруппников Дениса в «Сент-Мартинсе» — Мио Джин (Mio Jin) и Шер Де Ла Круз (Cher De La Cruz), дизайнеры мужской и женской линии одежды в Burberry, а также Джози Чен (Josie Chen), основатель одноимённого азиатского бренда аксессуаров.

О бренде Dennik Li и Proud2B

Первый бренд Dennik Li появился, когда я учился на первом или втором курсе. Кажется, это было недавно, но на самом деле это было так давно, что я путаюсь в датах. Это был мой первый персональный бренд, и все коллекции создавались по моему дизайну. Бренд развивался, мы участвовали в неделях моды и уже продавались во многих мультибрендах — например, в Dover Street Market в Лондоне, в Matches, когда нас застал финансовый кризис. Изначально ценовая политика бренда была высокой, вся одежда производилась в небольших количествах из дорогих материалов, и когда люди начали отдавать предпочтение более доступной одежде, нам пришлось остановить выпуск коллекций. Тогда бренд Dennik Li трансформировался в бренд Proud2B, зарегистрированный в Риге. Разница между двумя брендами была огромной, потому что продукция стала намного доступней. Во-первых, всё стало отшиваться большим тиражом, что позволило сделать продукцию более доступной для среднего класса потребителей, не теряя качества — в Гонконге мы работаем с теми же фабриками, где шьют Burberry, Lindeberg, Marni, Donna Karan и Calvin Klein. Во-вторых, дизайн стал более понятен для тех, кто не особо заморачивается по поводу модных тенденций, но хочет выглядеть стильно.

Best

О бренде SOUL by Dennik Li

Soul by Dennik Li появился, потому что Proud2B выпускает только женские коллекции. И несмотря на тиражирование, они всё-таки для более узкого круга потребителей. Бренды отличаются, прежде всего, дизайном: вещи бренда Proud2B сложнее. Соответственно, сложный дизайн пользуется спросом среди не очень большого количества людей. А вещи бренда SOUL универсальны, у них нет определенной задачи — быть рабочей одеждой или вечерней. Вы можете надеть их когда угодно и куда угодно, все зависит оттого, чем вы их дополните. Как сказала Анна Делло Руссо, «в мире моды аксессуары — как витамины, поэтому не скупитесь на них».

Мы осмелились привезти SOUL by Dennik Li в Бишкек, потому что нам удалось довести ценовую политику до уровня, который будет доступен здесь. В европейском регионе мы продаём ту же коллекцию, но цены в разы выше. Вот почему на сайте свитер стоит 245 евро, а в бишкекском магазине — 100. Наш основной рынок — это Европа, в том числе Великобритания и Латвия, и на Кыргызстан приходится очень малый процент наших продаж. Мы не рассчитываем на сумасшедшие продажи в Бишкеке, потому что численность и платежеспособность нашего населения, к сожалению, невысокие. Нам часто пишут в комментариях к лукбукам с ценами, знаем ли мы средние зарплаты местных жителей, если устанавливаем такие цены. Но мы ведь никого не принуждаем. Еще у людей есть такой предрассудок: если бренд происходит отсюда, он не может стоить дорого — «мы лучше закажем Dior или Lanvin, они стоят столько же». Но Dior — это Dior, Lanvin — это Lanvin, а SOUL by Dennik Li — это SOUL by Dennik Li. Мы точно так же пытаемся развиваться, и точно так же какой-то британский покупатель предпочитает нашу коллекцию коллекции Dior. Да, наш свитер в Лондоне стоит 240 фунтов, и для тех регионов, где мы представлены и хорошо продаемся — это абсолютно адекватные цены. Понимая, что в Бишкеке не просто офис и представительство, но и торговая розничная точка, мы подготовили для местного рынка совершенно другие цены, ниже которых просто не можем поставить, ни при каких обстоятельствах. По сути, это себестоимость товара плюс налог, то есть прибыли здесь нет никакой. 

Одежду дизайна Дениса Ли можно увидеть в магазине Decadence в Риге, в Лондоне — в Glassworks Studios, Enchanted Garden of Gifts и, с февраля 2014 года, в двух магазинах Wolf&Badger.

О работе в Burberry

Я работал в Burberry около двух с половиной лет. Там над каждой коллекцией работает огромное количество людей, я был в числе тех десяти дизайнеров, которые работали над мужской коллекцией Burberry Prorsum. Из Burberry я ушёл, потому что мне всё-таки было интересней работать над собственным брендом, который на тот момент развивался параллельно.

Почему работает в Кыргызстане

Здесь мы открыли офис и его нужно ставить на ноги. Ко всему прочему, офис здесь очень удачно расположен географически — с учётом того, что часть нашего производства находится в Китае. Кроме того, Кыргызстан — страна русскоязычная, и она граничит с теми странами, где мы работаем. Мы могли сделать это в Алмате или Астане, но здесь я чувствую себя комфортней. Если говорить прямо, прежде всего, в Бишкеке мне нравится, что здесь живут мои родители. Кроме того, скажем, в Европе или в Гонконге всегда много чего происходило, а в Алмате или в Москве, несмотря на свою динамичность, тусовка появилась недавно, она ещё будоражит умы их обитателей — в ней слишком много дикости, будем называть вещи своими именами, слишком много дешёвых понтов. Образ жизни девушек и парней, которые тусуются в этом якобы «светском обществе», абсолютно несветский, в нём слишком много чрезмерности. В этом плане Бишкек скромнее, и мне это нравится.

О разнице между производством женской и мужской одежды

Женскую одежду выпускать выгоднее. Естественно, потому что женщины больше следят за собой, больше интересуются модой. Мужчины тоже готовы следить за модой, но, образно говоря, женщина покупает 100 платьев по 100 сомов, а мужчина покупает одну рубашку за 1000 сомов, и женщина делает это раз в месяц, а мужчина раз в год.

Мне больше нравится создавать мужскую коллекцию. Работа над созданием образов всегда длится разное время: иногда коллекцию из 30 луков я могу сделать за два дня, если очень хочется. А если не хочется — я тоже живой человек, тоже люблю лениться и ничего не делать люблю — тогда это затягивается на неделю, на две, на месяц, но не больше. Как правило, больший срок не может позволить себе ни один дизайнер, иначе не успеет ничего отшить и отдать в тираж.

Об источнике вдохновения

Работая над коллекцией, я вдохновляюсь, глядя на людей. На самых разных. Особых условий для этого мне не нужно. Иногда мне достаточно поваляться дома с компьютером, иногда недостаточно и нужно рисовать на улице, иногда нужно просто пообщаться с друзьями, или, допустим, сходить на спектакль — и это не обязательно должно быть в Лондоне. Это можно делать и в Бишкеке: в прошлом году, как раз зимой, я пошел на постановку в Театр оперы и балета. Декорации были настолько, откровенно говоря,  ужасными, что это послужило вдохновением и толчком. Даже в ужасном есть нечто прекрасное, что можно подчеркнуть. Это не обязательно бьёт в лоб — я вижу какие-то сиденья кривые или запахи сырости в этом театре, то есть это могут быть нюансы, которые можно услышать или почувствовать.

О кыргызстанской индустрии моды

Я ни разу не был на местной неделе моды, но в сентябре сходил на День творцов красоты и увидел работы дизайнера Галины Бойковой. Я уже слышал о ней раньше, и то, что я увидел там, мне понравилось. Я считаю, что это очень достойно, красиво и со вкусом. Я не слежу не только за модной индустрией Кыргызстана, но и за тем, что происходит, например, в Париже. Однако мне приходится следить за тем, что происходит в Лондоне.


Смотрите также:


Топ-5: SOUL by Dennik Li
Хиты продаж бренда.



Шоу-рум SOUL by Dennik Li
Бишкек, ул. Табышалиева, 57
T 0312 32-37-48