Агентство развития города Бишкек — муниципальное учреждение, образованное в 2010 году. По задумке, бывшего мэра Кулматова, Агентство необходимо было превратить в место управления городскими проектами. Формально мы отвечаем за две очень важные вещи. Первое — привлечение инвестиций и реализация проектов развития города, а второе — поддержка гражданских инициатив. Всего у нас функционирует три отдела. Один занимается, собственно, инвестиционными и ГЧП проектами, их рассмотрением и предпроектной деятельностью, второй — отдел проектов развития, сопровождающий уже подписанные инвестиционные проекты, после чего их координирует. В третьем отделе происходит аккумулирование и поддержка гражданских инициатив.
  

Я возглавил агентство в апреле 2014 года. Лет 10 назад работал на позиции директора по продажам в телекоммуникационном секторе. После чего поработал в Национальном Институте стратегических исследований и в какой-то момент амбиции взяли верх и я отправился на госслужбу с образованием математика.
 
Когда Кубанычбек Кулматов был избран мэром, он обозначил приоритеты — реформирование управления, решение проблемы с мусором, с дорогами и освещением. Для нас это и стало руководством к действию. Роль Агентства заключается в том, чтобы определить наиболее оптимальный способ привлечения инвестиций. С учетом того, что мы ограниченный в средствах муниципалитет, нам важно привлекать инвестиции, которые не станут для города бременем. В большей части проектов партнерами являются международные финансовые институты, например. Европейский банк реконструкции и развития, их мандат позволяет нам привлекать средства на очень льготных условиях. В меньшей степени мы работаем с частными инвесторами, так как они используют заемный капитал с высокой стоимостью обслуживания, что в конечном счете отражается на общей стоимости проекта.


АЗАМАТ УСУБАЛИЕВ,директор Агентства развития города

ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

Первый проект, реализуемый при нашем участии — твердые бытовые отходы. Агентство развития привлекли к реализации проекта в начале 2015 года. Финансирование проекта по ТБО составляет 22 миллиона долларов, из которых 11 миллионов — кредит, остальная сумма — грант. Подписание соглашения состоялось еще в середине 2013 года, но доступ к средствам мы получили только осенью 2015. Я предполагаю, что в течение десяти лет проект окупится. Мусор, как все его называют — это бизнес. В городе должны функционировать проекты, которые приносят средства в бюджет и обеспечивают рабочие места.
 
Бюджет твердых бытовых отходов в муниципальном предприятии «Тазалык» на 2016 год около 320 миллионов сомов в год. Из них примерно 80 миллионов оплачиваются населением, это мы с вами. Зарегистрированных абонентов в базе «Тазалык» чуть больше 580 тысяч. По официальным данным Нацстаткома в городе проживают 987 тысяч человек, неофициально — до полутора миллионов. Ну и не малая часть денег платится юридическими лицами. Это очень «важные» клиенты, на которых стремятся выйти все предприятия, отвечающие за вывоз мусора. А таких у нас в городе несколько. Например, такой клиент, как «Бишкекпарк». У них очень «легкий» и «прибыльный» по своей морфологии мусор. К ним приезжают и забирают всё вовремя, а жилые дома вокруг страдают, потому что их мусор из другой категории, к тому же платят они не так хорошо. Желающих забрать у них мусор, соответственно, мало.  
Обывательский взгляд на систему ТБО очень упрощенный. Люди думают, что это грузчики, машины, контейнера. На самом деле, всё немного сложнее. За последние 20 лет система управления твердыми бытовыми отходами сильно деградировала. В отсутствии должного контроля проходила такая декапитализация системы, что там мало чего вообще осталось. Когда мы начали разбираться с этим вопросом, обнаружилось, что потенциала для того, чтобы наладить работу этой системы, практически нет. Фактически мы начали заниматься исправлением этой ситуации с чистого листа. Суть нашего проекта заключается в том, чтобы вложить в эту сферу достаточные инвестиции, для того чтобы инфраструктура была готова обслуживать весь город. Второе, восполнить недостаток в менеджменте, сформулировать основные направления, связанные, допустим, с маршрутами, с нормами накопления, с технологиями. И третье, решить вопрос со свалочным полигоном. Вот то, что из себя представляет проект по ТБО. Последний пункт очень важен для нас, потому что с определенного периода времени это просто огромная куча мусора, которую технологически никто к этому не готовил. Последний, самый большой компонент — это рекультивация свалки. Свалку рекультивируют, извлекут из нее излишние газы, разровняют территорию и разведут сверху газон.  В соответствии с генпланом там будет зеленая зона, или, предположим, гольф-клуб. А рядом будет построен нормальный, соответствующий всем современным нормам, свалочный полигон, куда мы планируем поставить  мусоросортировочную линию, на чем, собственно, и должен зарабатывать МП «Тазалык».

Существуют разные технологии того, как делаются мусорные полигоны. Обычно предназначение мусорной свалки заключается в том, чтобы остатки мусора, которые там находятся, не наносили вред окружающей среде. Допустим, пищевые отходы, продукты гниения, разного рода вредные вещества. Они попадают в почву и проникают в грунтовые воды. Полигон это такое место, в котором предусмотрена соответствующая изоляция, мусор прессуется таким образом, чтобы не вырабатывался углекислый газ или метан во избежание пожаров или взрывов. Полигоны бывают разные и несут разные функции. Полигон, который строим мы: в земле будет вырыт котлован, котлован будет разделен на изолированные соты. Кроме того, мы добавим несколько единиц техники, которые будут заниматься утрамбовкой мусора, который не ушел на переработку после мусоросортировочной линии. Там уже есть печи для сжигания, скажем, медицинских отходов. В Кыргызстане ни одного такого полигона нет. Сортировочный конвейер, который будет работать на полигоне, не означает что мы переходим к раздельному сбору мусора. Линия будет делить мусор на тот, что можно переработать вторично, а что — нельзя. Исходя из анализа, около 28% мусора может быть использовано вторично: пластик, текстиль, стекло, металл и другое. До последнего времени пластик увозили в Китай, а одна местная частная компания делает из него трубы. Де-факто, этот бизнес существует достаточно давно, но по всей видимости были и есть какие-то причины, почему он не оформляется официально.
 
После получения доступа к средствам проекта, в октябре 2015 года, началась активная реализация. Первая партия спецтехники в количестве 32 штук полностью придет к лету 2016, сейчас уже получили три единицы многофункциональных машин, которые могут подметать, чистить снег. Еще 8 февраля мы заключили контракт на строительство 1 325 контейнерных площадок, длительность контракта рассчитана на один год. На контейнеры есть гарантия — если что-то ломается или портится, мы тут же будем их менять. Большая часть работающих в городе машин — мусоровозы боковой загрузки, не обслуживающие евроконтейнеры. Это первая проблема, с которой мы столкнулись. Второй момент, когда строились старые контейнерные площадки, видимо, никто не думал об удобстве для самих сотрудников, вычищающих мусорные баки. Контейнерные площадки мы построим в течение 2016 года, контейнеры будут в городе до конца июня, а в этом году будет проведен тендер на отбор подрядчика по строительство полигона. К концу 2018 года планируется, что вся система ТБО будет выстроена целиком.


ОСВЕЩЕНИЕ

С освещением всё немного сложнее. Проект сам по себе достаточно простой, но есть проблемы с его эффективностью. «Бишкексвет» — это муниципальное предприятие, бюджет которого состоит из двух частей — примерно 70 миллионов сомов в год тратится на электроэнергию для освещения города, а 30 миллионов на заработную плату и текущий ремонт. С одной стороны, сфера действия уличного освещения нуждается в увеличении, но этот ресурс нужно найти внутри самой системы. Уличное освещение окупить невозможно, если за него никто из потребителей не будет платить. В мире это довольно редкое явление. Поэтому мы идём по пути улучшения эффективности работы предприятия. Можно, например, оптимизировать систему управления. Представьте, у нас в буквальном смысле электричество утром и вечером выключают и включают вручную, используя 360 рубильников. Это топливо, люди, соответственно, человеческий фактор, транспорт. Элементарно можно настроить удаленный доступ. Большие потери мы несем из-за качества кабельной сети, в которой все провода алюминиевые, местами оголенные. Наши стандарты по освещению и классификация дорог прописаны ещё в 1987 году. Если всё будет в порядке, к замене ламп и столбов мы придем в начале следующего года. Сейчас мы заканчиваем расчеты по этому проекту, начнем внутригосударственные процедуры для одобрения этого проекта. Есть определенные критерии, иногда нам могут отказать. Например, Законом установлен лимит на уровень долга города. Обслуживание долга не должно превышать 20% годового дохода. Иначе говоря, мы не можете занимать больше если на выплату долга будете тратить одну пятую своих доходов. Это очень правильное ограничение. Но мы находим партнеров, условия которых очень привлекательны. Частному сектору такие условия в нашей стране никто не даст. Стандартные условия для нас например, это 1,05% годовых на десять лет с льготным периодом 2-3 года.
 
На первом этапе проект по освещению, как мы планируем, будет весить около 10 миллионов евро. Если мы сделаем то, что планируем, то расходы на освещение города упадут вдвое. Сейчас, по примерным данным, у нас горит 11–12 тысяч лампочек, а после внедрения проекта станет около 30 тысяч. Да, это приведет к увеличению расходов, но, в целом, будет намного выгоднее — экономия составит около 60%, так что рано или поздно всё это окупится.

Best

ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ

По части дорог сейчас все вполне неплохо. При Кулматове была принята программа «Город открытых возможностей». Её много критикуют, но там есть очень важная часть, которая помогла нам в том числе и с дорогами. Программа предусматривает передачу финансирования системы здравоохранения на республиканский бюджет. Где в Кыргызстане, кроме как в Бишкеке, местный бюджет обслуживает систему здравоохранения? В середине прошлого года нам удалось передать это финансирование на республиканский бюджет. Это касается собственных ресурсов. С помощью Президента удалось привлечь грантовые средства от Китая на ремонт дорог в Бишкеке. В 2016 году будет отремонтировано 49 дорог только за счет китайского гранта. В этому же году будут отремонтированы порядка 100 межрайонных и межквартальных улиц. Ведущими в этом проекте являются Бишкекглавархитектура, они разработали концепцию развития дорожной сети в городе, предусматривающую решение многих проблем в городе.

Реализация этой программы должна существенно изменить ситуацию на некоторых транспортных узлах города. Например, мы планируем отремонтировать улицу Профсоюзную. Это северная часть города. Улица ведет до «Кудайбергена». Отремонтируем и продлим её дальше, что позволит разгрузить несколько ключевых узлов. Самая главная транспортная проблема — коммуникация «Север — Юг» или «Юг — Север», есть всего три сквозные дороги. Здесь важны такие улицы как Алма-Атинская, Байтик Баатыра, частично помогает Ибраимова, а четвертая улица — проспект Манаса. Очевидно, что самые загруженные направления — утром «вниз», а вечером — «вверх». Предложено пробить улицу Карпинского с выходом на Льва Толстого. После чего будет решен вопрос с улицей Фучика — её тоже необходимо пробить до улицы Льва Толстого. Появится два новых маршрута и полнокровно постараемся запустить улицу Юнусалиева (Карла-Маркса), без объезда через улицы Элебаева и Кулатова.
 
Идей у нас много. В прошлом году мы модернизировали пару-тройку перекрестков. Появился более-менее системный подход к решению таких вопросов. Переделали движение в центре города. Перекресток Ахунбаева — Абдрахманова получился очень удачным. Кроме того, перекрестки на Мира — Ахунбаева и Алматинская — Жибек-Жолу. В планах добавить полосу движения по улице Ахунбаева, от улицы Советской до Жукеева-Пудовкина. В этом случае мы сместим остановку. В других случаях дороги расширяются за счет газона. Вообще, по генплану все газоны созданы под расширение дорог. Это очень сложно было бы реализовать с учетом того, что все так привыкли к этому виду ряда деревьев вдоль улиц.
 
Что касается центральных улиц, на мой взгляд, осложнения есть пока только на улице Московской, на остальных дорогах с измененным направлением движения, стало лучше. Мы не единственный игрок на Бишкекских дорогах, есть ещё служба ДПС, у них свои проблемы и принуждение к порядку важно и необходимо с их стороны. Если вы заметили, на улице Токтогула сделаны парковочные места, но люди там почему-то по-прежнему встают в два ряда. Если смотреть на перспективу, то, по-моему, количество машин начнет потихоньку уменьшаться — объемы импорта машин стали уменьшаться. Плюс, мы улучшаем пропускную способность дорог — будем добавлять общественный транспорт и уменьшать количество маршрутного транспорта. Это проблематично сделать сразу, так как их обслуживает 44 частные компании. Сейчас в парке имеется 90 троллейбусов, мы будем добавлять ещё — уже договорились и подписали соглашение на продление транспортного проекта стоимостью 7,9 миллионов евро на поставку порядка 70 троллейбусов. В данный момент проводим тендер на грантовую помощь в рамках этого проекта.
 
Сейчас в пилотном режиме мы начали организовывать зону платной парковки. Выдали в аренду частному бизнесу участок дороги по улице Шопокова, от Московской до Жибек-Жолу. На этом участке мы хотим отработать все юридические и другие возможные нюансы по организации. Это политическое решение, но мы  работаем над тем, чтобы центр города был зоной платной парковки. Таким образом можно будет регулировать количество личного транспорта в центре. Это должно привести к разгрузке.


ЛОГИКА РАБОТЫ СТРУКТУРЫ

В отличие от более устойчивых систем, в нашей работе мы вынуждены использовать двойные стандарты. Например, если заставить людей соблюдать ПДД, со всеми разметками и знаками, в нынешнем состоянии дорожной системы это приведет к транспортному коллапсу. Сначала необходимо исправить инфраструктуру, но нужно принимать и меры ограничительного характера. Кроме того, город — это система, похожая на лоскутное одеяло, сотканное из личных интересов. Но всем нам нужно усвоить одну очень злую вещь - если мы говорим об определенном уровне жизни, то и все другое должно этому уровню соответствовать.
 
В начале разговора мы говорили о том, что логику одного предмета можно перенести на логику другого предмета. Так и строится работа тех, кто работает над проблемами города. Ничего сложного нет, просто нужны определенные специфические навыки. Например, отправляя письмо в разные инстанции, нужно контролировать каждый этап, который письмо проходит, важно звонить и говорить с людьми из всех инстанций. В той же организации дорожного движения в центре города — чьих-то интересов там нет, просто важно было убедить людей работать и не откладывать. Важно не количество компетентных специалистов, а мотивация, у многих наших людей её нет.